Акбар и Бирбал – Истории про Акбара таят в себе опасность!

Тем, кто травит байки про Акбара и Бирбала.
Опасность вайшнава-апарадхи
для слушателей этих историй:

Некоторые сейчас любят травить байки про Акбара и Бирбала.

В этих историях обычно выставляют в дурном свете Акбара и прославляют Бирбала.

Однако от этих баек отдает вайшнава-апарадхой (суровым оскорблением в адрес Акбара как вайшнава… да, он был вайшнав: читайте ниже!) и каким-то сектантским душком, чувствуется сильное желание авторов очернить тех, кого они презрительно считали йаванами (ведь, вспомним, и Харидаса Тхакура не пускали в храм, считая его йаваной), и подчеркнуть превосходство хинду.

Вайшнава-ачарья Шри Джива Госвами и современные Акбару ачарьи вайшнавской Валлабха-Сампрадайи признали Акбара как вайшнава, ученика и последователя учения сампрадайи.

Что касается вайшнавской Валлабха-Сампрадайи, то Акбар даже принял духовного учителя в ней, что задокументировано в книге «Нет жизни без Кришны» Н. Сазановой. В книге раскрыто духовное положение Акбара, которое явно выше, чем у обычно прославляемого Бирбала.

Таким образом, Акбар, в некотором смысле, является парам-гуру для тех, кто опрометчиво травит глупые анекдоты про него. Они совершают суровое оскорбление в адрес старшего вайшнава и тем самым навлекают огромные духовные беды на свою голову.

Ниже приведем некоторые факты, свидетельствующие о вайшнавском мировоззрении Акбара.

*

Визит Акбара в Шри Вриндаван в 1570 г.

Император Акбар специально отправился в Шри Вриндаван в 1570 г., чтобы лично встретиться с Госвами. Известно, что этот визит поизвел на Акбара неизгладимое впечатление, и он принял решение покровительствовать деятельности Госвами.

Ученым, сомневающимся в достоверности описанного события, мы предлагаем ознакомиться с мнением известного историка Ф.С. Грауза:

“Акбар Великий, как его называли современники, с завязанными глазами был приведен в сад под названием Нидхуван. Здесь взору императора явилось такое удивительное зрелище, что он поверил в святость этого места и с искренним пониманием и поддержкой отнесся к желанию сопровождавших его Госвами возвести комплекс зданий, посвященных местному Божеству.”

Поэтому принято считать, что визит Акбара сыграл важную роль в развитии Шри Вриндавана в годы его становления.

Великий император, милостью Дживы Госвами испытавший истинно духовные переживания, отдал приказ своим слугам начать строительство четырех первых храмов Вриндавана: храмов Мадана-Мохана, Говиндадева, Гопинатха и Джугала-Кишора.

Известно, что в это время Джива Госвами встречался со многими другими выдающимися личностями, такими, например, как поэтесса Мирабаи. Но достоверной информации об этих встречах сохранилось немного.

Гораздо больше сведений мы имеем о строительстве Дживой Госвами храма Радха-Дамодар, которое стало важнейшим событием в годы его пребывания во Вриндаване. Когда богатым подданным Акбара по имени Алиша Чаудхари была приобретена земля (с целью оказания помощи Шри Дживе в распространении учения вайшнавов), Госвами воспринял это событие, как благоприятную возможность установить надлежащее поклонение Божествам Радха-Кришны, переданным ему Рупой Госвами. Строительством Радха-Дамодар Мандира, одного из классических храмов Вриндавана, руководил сам Шри Джива.

*

“Джива Госвами был очень добр к гаудия-вайшнавам. Каждого, кто приходил во Вриндаван, он обеспечивал жильем и прасадом”.

В 1570 году во Вриндаван приехал император Акбар, чтобы встретиться с получившими широкое признание Госвами. Даршан Нидхувана и Дживы Госвами произвел на императора глубокое впечатление, и в ответ он соорудил в храме Радхи-Дамодары библиотеку для хранения Вайшнавской литературы.

Император Акбар, пылкий сторонник религии и философии, пригласил как-то Дживу Госвами в царский дворец на дискуссию об онтологическом положении рек Ганги и Ямуны.

Джива Госвами отклонил предложение, потому что дал обет никогда не покидать Вриндавана. Однако он уступил, когда император прислал царскую карету, влекомую восьмью могучими лошадьми, и пообещал, что к вечеру Джива Госвами вернется назад.

Двадцать лет спустя Джива Госвами вознес императору Акбару хвалу в своем “Говинда-мандир-аштакаме”, восьми прославляющих санскритских молитвах, вырезанных на красного песчаника стенах храма Радхи-Говиндаджи.

Надпись гласит:
“Император Акбар – вайшнав и человек редкой доброты. Я благословляю императора Акбара. В его царстве всем вайшнавам живется спокойно“.

*
Однажды император Акбар подарил Философский камень (драгоценный камень, который был способен к созданию нескольких унций золота ежедневно) Шри Гусайнджи (ачарье Валлабха-Сампрадайи).

Шри Гусайнджи бросил камень в Шри Ямуну.

Видя это, Акбар был потрясен и потребовал, чтобы камень был возвращен ему.

Услышав это, Шри Гусаинджи опустил руку в Шри Ямуну и вытащил много одинаковых философских камней из воды.

Он велел Акбару выбрать и взять камень, который он дал Шри Гусаинджи. Акбар был очарован, видя это.

Другие факты, еще более красноречиво свидетельствующие о высоком духовном уровне Акбара, можно найти в книге Н. Сазановой «Нет жизни без Кришны».

*
Свами Харидас был современником Госвами Вриндавана и удивительным певцом. Когда он пел бхаджаны, прославляющие Кришну, звуки его голоса проникали прямо в сердце.

Слава о нем разнеслась повсюду и дошла до императора Акбара. Жаждущий наслаждения монарх решил во чтобы то ни стало услышать пение Свами Харидаса. Он приехал во Вриндаван и, спрятавшись за деревом, стал ждать, когда тот начнет петь.

Когда звуки удивительного голоса достигли сердца Акбара, глаза его наполнились слезами, и окружающая реальность растаяла в чудесном пении.

Когда Акбар очнулся, он вышел из своего укрытия, поклонился Свами Харидасу и сказал: “Ты прекрасно поешь. Я хочу тебя отблагодарить”, на что Свами Харидас ответил: “Мне ничего не нужно”.
“Нет, я очень богат и могу сделать тебя счастливым!”
“Что ж, – ответил Свами Харидас, – видишь ступеньку этого гхата? Почини ее. Я буду тебе благодарен”.
“За кого ты меня принимаешь? – воскликнул Акбар. – Я могу не то что ступеньку починить, я могу ее золотом выложить!”
“Ты уверен в этом?” – спросил Свами Харидас и дотронулся до него. Перед глазами Акбара на какое-то мгновение предстал истинный Вриндаван и гхат, спускающийся к Ямуне, состоящий из философского камня.

Он увидел трещину, о которой говорил Свами Харидас, сияющую под солнцем блеском изумрудов, и понял, что всех его богатств не хватит, чтобы заделать ее.

*
Другие факты, еще более красноречиво свидетельствующие о высоком духовном уровне Акбара, можно найти в книге Н. Сазановой «Нет жизни без Кришны».

Пожалуйста, избегайте оскорблений в адрес садху!

*

Акбар и Бирбал | Истории про Акбара | Опасность Вайшнава-апарадхи